Раннее обучение английскому языку в условиях билингвальной среды
В начале марта 2015 года при поддержке МО и МП ЧР в нашей республике был запущен проект «Проектирование программы развития образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды». В данный проект включены 10 образовательных учреждений г.Чебоксары (7 ДОУ и 3 ОУ), также образовательные учреждения г. Москвы, Улан-Удэ, Ростов на Дону, Якутск. Наша школа также вступила в этот проект с АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" (г.Москва).
Основной идеей проекта является всестороннее развитие ребенка не на занятиях языку, а через разнообразные виды деятельности посредством английского языка через погружение в языковую среду. Считается, что в раннем возрасте ребенок легко воспринимает все языки, и если правильно начать их изучение, то они даются ему без каких-либо трудностей. Ведь дети более открыты новому, у них еще нет всевозможных барьеров-стереотипов. В этом году в нашей школе стартовал свой проект «Раннее обучение английскому языку с элементами билингвальной среды». Его цель - создание условий для раннего обучения английскому языку в условиях билингвальной среды.
Задачи проекта:
- Разработка основной образовательной программы по раннему обучению английскому языку в условиях билингвальной среды;
- Содействие повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов по реализации ФГОС НОО;
- Создание материально-технической базы для организации раннего обучения английскому языку в условиях билингвальной среды;
- Развитие лингвистических способностей обучающихся;
- Развитие предпосылок для индивидуализации образования на начальной ступени образования;
- Создание условий для достижения оптимальных личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями нового стандарта;
- Улучшение оснащенности образовательного процесса;
Наш школьный проект удостоен гранта Главы Чувашской Республики на сумму 200 000 рублей. Грант присуждается образовательным учреждениям для поддержки инноваций в сфере образования.
В рамках проекта предусмотрено раннее изучение английского языка на базе двух первых классов - 1 Л и 1 И - в объеме 4 часов в неделю. С 1 по 4 класс детям предстоит изучение школьных предметов на двух языках с помощью уникальной развивающей познавательной программы «Key to Learning». Цель программы – сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, чтобы ребенок занимался с удовольствием и вместе с тем усваивал необходимую ему информацию, развивал свои способности. Программа «Key to learning» дает педагогам и родителям инструменты для развития детских познавательных способностей. Многие занятия в программе проводятся в игровой форме и направлены на развитие детской инициативы. Девиз программы – каждое обучение должно быть игровым, а каждая игра – обучающей. Радостное и полноценное проживание детства в состоянии интенсивного развития невозможно без освоения детьми довольно сложных культурных средств. Одно из наиболее эффективных – наглядное моделирование, способствующее управлению воображением и пролагающее путь к творчеству. Этот вид деятельности опирается на применение детьми сенсорных эталонов и наглядных моделей, разработанных в рамках программы «Key to learning». С их помощью в ходе решения увлекательных задач можно научиться создавать и использовать планы и чертежи, «переводить» реальность в модель. Например, дети делают план комнаты, чертеж реальной постройки или создают «модель» сказки. А могут совершить и обратный ход – по плану построить комнату, по чертежу – воссоздать постройку, по модели – сочиняют сказку. Со временем дети сами начинают проектировать модели, схемы, планы и чертежи, а педагог только задает самые общие изначальные условия. С помощью такого моделирования дети учатся самостоятельно анализировать действительность, находить пути решения различных задач, замечать и понимать структуру различных объектов, а также выражать собственное отношение к окружающему их миру. Они начинают двигаться ко все большей самостоятельности, поступают субъектно, а не по предзаданному образцу или тем более непроизвольно. Подобные культурные средства, освоенные ребенком, дают ему возможность анализировать ситуацию, чувствовать себя свободным в выборе способов действия и самостоятельно организовывать свою деятельность.